Оценка бизнеса «на вырост»
В связи с бурным развитием технологий растёт число компаний, выводящих на рынок инноваторские продукты. В ближайшее время особенный энтузиазм для инвесторов представляют компании, реализующие идеи, связанные с сверхтехнологичным созданием, либо так именуемые инженерные стартапы. Но при их оценке появляются трудности, связанные сначала с неопределённостью прогнозов будущих доходов.
При оценке производственных компаний, имеющихся менее 1-2 лет, есть серьёзные информационные ограничения, такие как маленькая история, отрицательные текущие характеристики прибыльности, а время от времени и отсутствие соперников. Но основополагающие принципы оценки должны оставаться постоянными. Но если в интернет-индустрии хотя бы есть закоренелые эмпирические характеристики (к примеру, ценность в расчёте на 1 гостя веб-сайта), то для инженерных стартапов на 1-ый план выходят такие характеристики, как степень защищённости патентами и компетенции имеющейся команды, способной перевоплотить идею в коммерческий фуррор.
Так как большая часть юных производственных компаний имеют отрицательные характеристики по прибыли, при оценке следует управляться мультипликаторами на базе выручки от реализации и будущих темпов её роста. При всем этом нужно учесть, что рост не может быть 200-300% в год в течение долгого времени (т. н. эффект «низкой базы»), а рост незапятанной прибыли происходит со значимым временным лагом. При оценке роста выручки важную роль играют такие причины, как темпы роста рынка в целом, наличие входных барьеров и конкурентноспособные достоинства компании. У юный компании могут быть достоинства в виде юридической защиты умственной принадлежности, свойства предлагаемой продукции, положение первопроходчика на рынке. Как справедливо увидел южноамериканский гуру оценки Асват Дамодоран, «истинный тест при оценке заключается в возможности отчётливо вообразить, что будет представлять собой юная быстрорастущая компания, когда её рост стабилизируется»1.
Какие же темпы роста стоит закладывать в прогноз? В классической экономике при умеренной инфляции резвым может считаться рост на 15% в год. Одной из обстоятельств краха «бума доткомов» сначала двухтысячных годов было ожидание каждогоднего роста интернет-компаний на 100% и поболее. Спецы рекомендуют предсказывать высочайший рост компании менее чем на 2-3 года с постепенным понижением до уровня роста отрасли либо экономики страны в целом.
При оценке в рамках сравнительного подхода, возможность внедрения которого находится в зависимости от наличия подобных компаний с закоренелым делом, в том числе и забугорных, употребляется оценка стойкости операционной маржи при размеренном росте. Но у юных компаний операционная маржа может быть низкой в связи с тем, что правила бухгалтерского учёта требуют отнесения серьезных издержек на себестоимость. Потому при оценке нужно восстановить отчётность, исключив такие издержки из расходной части. Есть формулы, дозволяющие оценить воздействие реинвестиций, производимых целью обеспечения роста бизнеса. Компания будет тем дороже, чем наименьшим объёмом реинвестиций обходится поддержание размеренного роста. Хорошим знаком для инвесторов будет тот факт, что издержки на обеспечение текущей выручки с течением времени сокращаются за счёт экономии на масштабе и/либо возможностью контроля над ценами. Но если доходы вырастают, к примеру, за счёт сокращения издержек на НИОКР, то риску подвергается будущий рост бизнеса.
Если начальных данных и объектов для сопоставления совершенно недостаточно, что инвесторы употребляют так именуемую оценку ценности, основанную на вероятности того, что компания не выживет, также ценности собственного капитала и обратных средств компании. При всем этом драйверами ценности является устойчивость маржи и роста выручки бизнеса. При оценке инженерных стартапов всегда появляется оценочный шум: результаты, приобретенные с применением разных подходов, могут существенно отличаться. Потому рекомендуется использовать спектр оценки, а не единственно верную сумму.
Советую инвесторам при оценке юных компаний не доходить до фанатизма, оперирую цифрами и интуицией. Всегда будьте готовы к тому, что вы сможете ошибиться. Тем паче что на практике большая часть стратапов не укладываются в изготовленные ранее прогнозы. Менеджерам же не стоит отрешаться от внедрения математических способов в пользу чисто интуитивного подхода – так можно достигнуть наилучшего осознания с инвестором.
И в итоге: для венчурного инвестора очень принципиально, каким образом будет осуществляться выход из бизнеса по истечении срока инвестирования. Одним из методов может быть выкуп инвестором толики отцов-основателей проекта. В этом случае бизнесмену очень принципиально избежать эффекта, именуемого «игрой на ожиданиях», когда малозначительное отклонение от стратегических характеристик может вызвать обвал цены компании. Есть действующие инструменты защиты, играющие более важную роль, чем высококачественная оценка.